Объявления

  • Крестины совершаются каждое воскресение в 15.00. телефон 32 64 24      59 36 12

  • Братья и сестры!

    Уже готова храмовая икона с изображением Преподобных Иоанна Постника и Андрея Критского под крылами Архангела Гавриила. На заднем видны оба храма и река Которосль. С небес благословляют Спаситель и Богородица. Имена жертвователей будут вписаны на обороте. При оплате укажите свое имя и фамилию. Благодарим всех вас!

    Расчетный счет 40703810400000000518

    Корреспондентский счет 30101810478880000773

    БИК банка: 047888773

    ИНН 7604014087

    Полное наименование ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ ПАО БАНК "ВВБ" Краткое наименование ВВБ

    Индекс 150060 Населенный пункт ЯРОСЛАВЛЬ Адрес ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПР.115

    Телефон (4852)302655

История

Николо-Мельницкая церковь находится там, где когда-то располагалось село Меленки, получившее свое название от "бывших тут ветряных мукомольных мельниц ". Владел этим селом с деревнями Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки "Спасского монастыря архимандрит с братиею по грамоте Ивана Васильевича 1555 году".

До построения приходской церкви Николы в Меленках на этом месте существовал мужской монастырь, именовавшийся Николо-Сковородским, что на Глинищах. По местной традиции, название его произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель. О времени основания монастыря сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением ее поляками в 1609 году. Подробности бедствия содержались в записях Самуила Миславского: "Леата 117 (1609) мая 3, на страсть св. Тимофея и Мавры, в соборной церкви св. Николы чудотворца монастырской на глинищах затворился игумен Варсонуфей с братиею и людие мирские; но супостатная литва коего изрубиша мечами, коих побиша, церковь св. Николы пограбиша, монастырь запалиша, но г, церкви токмя паперть обгоре, остался невредно и чюдотворный образ святителя Николы мирликийского. В заутрие плакаша людие мнози плачем великим и погребоша телеса убиенных на погости монастыря у колокол; образ великого Николы чудотворца изнесоша в церковь Рождества Христа Бога нашего... иже на Волге реце. И не бысть в монастыре св. Николы чудотворца никое время ни пения, ни звонения, никого же людей ходяще».

Позднее ростовский митрополит Кирилл предпринимал попытки возобновить Никольский монастырь. Он послал в Москву "за подаянием на обитель" инока Варлаама, который на обратном пути был ограблен. Вот что Варлаам пишет в своем донесении митрополиту: «он грешный мних и вощик его Захар ограблены разбойниками Баловня так, что остались при одних рубахах, а какой был скарб зерна, холста, яиц, масла и другого, все забрано, да и лошадь увели. Да у него, Варлаама, была мошна с двадцатью семи рублевиками, и ту стягнули с тельника; да у Захара взяли рублевик и два алтына и оставили их голышами. Одна тележенка с дужкой остались в кустах».

Некоторое время после разорения Никольская обитель еще существовала, о чем есть упоминания в «Повести...» Николо-Пенской (Федоровской церкви). Окончательно монастырь упразднили в 1660-х годах, точная дата не известна.

 

В 1650-х годах в обители жил блаженный юродивый Илья, народная молва сохранила о нем такой рассказ: "Днем он бегал по Ярославлю едва не нагой и переносил самые жестокие морозы, а на ночь уходил в клеть Николо-Сковородского монастыря , в которой, после краткого отдыха проводил время в молитве. Много ему доставалось вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя ни его, но он все переносил благодушно. Знакомства не было у него ни с кем, кроме некоего благочестивого мужа, по прозванию Баженова, да Сергия, инока Никольского монастыря; их иногда посещал блаженный. Со скорбью смотрел Илья на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и слезами своими призывал их к покаянию. Так, в 1658 году июня 9-го, говорит предание, Илья приде к церкви Рождества Спаса нашего Христа, иже на Волге, ста пред папертью церкви поя и умильно зря на образ Господа Вседержителя, умно молитву перед ним творя и плакаше неутешно. Кончивши же молитву, громко возопи: "Жарко! Жарко!" Людие же видяще и слышаще сия, дивляхуса. В следующий день в Ярославле был сильный пожар, начавшийся со стороны Волги, вблизи сего храма. В пожар этот город почти весь выгорел"

Первые упоминания о деревянном Никольском храме относятся к 1627 году и содержатся в исторических актах Спасского монастыря: «село Меленки на реке Которосли на Глинищах, и в селе церковь во имя Николы Чудотворца, древяна, а в церкви образы и книги и все церковное строение мирское».

Более точные сведения о деревянных храмах сообщает грамота царя Алексея Михайловича 1647 года о приписке слобод Спасского монастыря к посаду: " Мельничной слободы приходская церковь, храм дровяной, верх холодный, на реке Которосли на берегу во имя Святителя Николая Чудотворца, в том же храме престол во имя святого Прокопия Устюжского да храм теплый Успения Пресвятой Богородицы».

Каменная Никольская церковь была заложена в 1668 году по данной на ее строительство грамоте: "Благословение Божие Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в Ярославль, поволгской, Мельницкой слободы Никольским попам Елеазару да Филиппу. Били вы нам челом да приходские люди: Мартьян Тимофеев (Дурандин), Макаров сын Гурьев, Абрам сын Сенельский, Федор Юрьев сын Жыхарев и все приходские люди, чтоб нам вас пожаловати благословить новую каменную церковь великого чудотворца Николы, что на глинищах, да в тое же церкве приделати придел св. праведного Прокопия, устюжского чудотворца – и о том дать нашу благословенную грамоту на освящение святые антиминсы. И как сия наша грамота придет, и вы б по нашему благословению и нашей грамоте вели на тое церковь камень и кирпич, известь и всякое мелкие запасы готовить... Писана в Ростове, в лето 7176 (1668) февуария в 9 день".

Средства на постройку каменного храма дал ярославский купец Мартиниан Дурандин, но ему было не суждено увидеть завершение сооружения храма: 10 декабря 1668 года он скончался, приняв перед смертью схиму с именем Макарий.

Церковь Николая Чудотворца с приделом в паперти во имя Прокопия Устюжсюго освятили 15 октября 1672 года.

Стенные росписи храма были начаты 11 июня 1705 года и завершены 29 август 1707 артелью ярославских изографов, в которую входили: Федор Федоров. Стефан Митрофанов, Василий Никитин Тихон Иоаннов, Иоанн Григорьев, Иоанн Никитин, Иоанн Сергеев, Моисей Семенов, Федор Иоаннов, Дмитирий Андреев, Семен Гавриилов. Василий Игнатьев, Гавриило Семенов, Петр Дмитриев. Сергей Волод [имиров], Василий Петров, Михайло Игнатьев, Стефан Стефанов. По окончании работ церковь Николая Чудотворца была вновь освящена Дмитрием Ростовским, в храме хранился атласный антиминс, данный святителем. В 1822 году стенопись частично поновлена Елисеем Степановичем Годуновым (Каменщиковым). Этот известный ярославский мастер на протяжении 45 лет (с 1812 по 1857) осуществлял многочисленные работы в храмах прихода по «поправлению икон старых» и стенного письма.

Храмовая икона Николая Чудотворца в летней церкви была «наследие Николо-Глинищенского монастыря, сожженного поляками в 1609 году, уцелевшая почти невредимою от пожара, только краска заметно опаленною. Эта икона местночтимая, многими почитается чудотворною. Она очень древняя — новгородского, по определению археологов, письма. Святая икона обложена серебряною, позолоченною ризою, устроенною ярославским купцом Иваном Петровичем Железновым. Образ этот поставлен в особую икону, которая служит ему полями, на коих изображено житие святителя. В центральном храме, около северной стены, стояла чтимая икона Богоматери Всех скорбящих Радость с надписью «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Владычицы Богородицы Всех Скорбящих Радость, которая имеется в царствующем граде Москве, в церкви преподобного Варлаама Хутынского, за Москвою рекой в Ордынской улице».

В 1866 году на средства ярославской купеческой вдовы Елизаветы Петровны Масленниковой (урожденной Кучумовой) для иконы была сделана серебряная риза, украшенная жемчугом и «разными камнями».

У северной стены находилась также икона Богоматери редкой иконографии, названная в церковной описи Блаженное Чрево. Священник Дмитрий Предтечевский оставил описание образа: «Богоматерь представлена в ризе червленого цвета, застегнутой запонкой, на голове и персях ее в четырех кругах изображены Господь Иисус и неизвестные лики святых. Предвечный младенец представлен лежащим и подающим Богоматери одной рукой продолговатый хлеб,а другой — держащим голубя, возле которого начертаны слова: «се лежит сей на падение и восстание сущих во Израили". Под Пречистой Девой, с двух сторон, представлены две лествицы огненного цвета, по которым нисходят и восходят ангелы. На углах образа помещены евангелисты, а вверху изображена Богоматерь с безлетным сыном». Надпись на иконе сообщала: «1643 [года) сей образ древнего образа Пресвятой Богородицы иже на Костроме Воздвиженском женском монастыре». Эта обитель располагалась в Костромском кремле, неподалеку от Успенского собора. В большой пожар 1773 года ее деревянные храмы и постройки были «совершенно уничтожены» и больше не восстанавливались.

В церкви Николая Чудотворца находилась также икона преподобного Мартиниана, соименная жертвователю храма и поставленная, как полагают исследователи, ко времени окончания его строительства.

В ризнице холодной церкви в особых киотах хранились четыре серебряных креста-мощевика, в одном из них — частицы мощей князей Василия и Константина; в другом 33 частицы мощей разных святых; еще два креста, в которых заключались: в первом — частицы мощей Константина и федора Муромских, во втором — части Древа Креста Господня, ризы Богоматери и частицы мощей тридцати святых, были пожертвованы в 1867 году И.И. Карзинкиным.

В 1683 году на средства прихожан построили на месте деревянной теплую каменную одноглавую церковь в честь праздника Успения Богоматери, дата ее росписи «в виде отдельных клейм, сделанных по маслу», неизвестна. В 1864 году крестьянин села Заозерье Угличского уезда Федор Андреев Бычков изготовил в зимний храм новый резной иконостас. Придел во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость в нем был устроен в 1885 году в честь почитаемой в приходе Святыни на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова, кроме того жертвователь возобновил росписи храма.

В иконостасе Успенской церкви , в местном ярусе, стояла икона Благовещения Богоматери, которая «весьма уважалась даже старообрядцами».

В церкви также хранился водосвятный серебряный крест с мощами святых. В XVIII веке ярославский купец Козьма Иванов Зеленцов «кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый оброк в приращение к церковным доходам».

Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 году. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал «Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры» и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX века уже не мог «в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики». В 1890-х годах правление Товарищества ЯБМ вознамерилось возвести новую церковь по проекту академика архитектуры Соловьева на месте холодного Никольского храма, но в виду его «археологического значения» строительство не осуществилось. В 1903 году другим академиком, Александром Васильевичем Ивановым, был выполнен новый проект церкви на другом месте. Закладка храма состоялась 27 июля 1904 года, а сооружение его завершили в 1908 году к 50-летнему юбилею фабрики в знак «выражения благодарения Господу Богу» за ее благополучное существование. Торжественное освящение храма состоялось 12 октября в 1908 году, его престолы – главный во имя Иоанна постника, придельные – во имя Андрея Критского (справа) и Архангела Гавриила (слева) – посвятили святым, соименным учредителям Товарищества, на чьи средства сооружалась церковь, – Ивану Андреевичу и Андрею Александровичу Карзинкиным и Гавриилу Матвеевичу Игумнову.

Архиепископ Тихон, освящая церковь, привел слова святителя Феофана Затворника: «Из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку [училище, больница, приют], храмоздание есть самое большое и многообъятное... храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений: он есть и училище веры и благочестия, и питомник и врачебница наших сил духовных и телесных, и странноприимница духовная».

Жертвователи потратили на новую церковь более четырехсот тысяч рублей. Построенный ими храм поражал «обширностью размеров здания, вмещающего до трех тысяч лиц, обилием света, симметричностью частей, стройностью и простотой в целом, Новый храм имеет большой запас ценной утвари и ризницы».

Интерьер основного объема был украшен росписями, «на сводах восемь художественных картин и на западной стене храма две», среди каноничных сюжетов на сводах вызывали интерес композиции «Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на битву с татарами» и «Крещение Руси». Трехъярусный иконостас «работы ученого рисовальщика И. М. Дикарева» был украшен искусной резьбой.

На новую колокольню перевесили с прежней восемь колоколов: благовестник весом в 209 пудов, который, вме-сто разбитого, был отлит в 1816 воду на заводе мастера Ивана Чарышникова; его же работы второй, полиелейный, колокол 1824 года весом в 103 пуда; третий, вседневный, отлит 3 октября 1746 года Андреем Маляровым на тульском заводе Акинфия Никитича Демидова; четвертый, в 36 пудов, и пятый, в 15 пудов, — работы завода Порфирия Ивановича Оловянишникова; три зазвонных колокола, по свидетельству о. Дмитрия Предтечевского, «по цвету меди, по рисунку орнамента» одинаковы с третьим, вседневным.

В приходе было три школы: церковно-приходская на 120 учеников, одно классная при мануфактуре на 450 и школа грамоты на 240 человек. На Никольский приход распространялась деятельность Предтечевского общества трезвости, большие собрания которого проходили иногда в театральном помещении ЯБМ.

К Никольскому храму была приписана часовня на ул. Широкой (архитектор Н. И. Поздеев), устроенная рабочими ЯБМ в память избавления фабричного населения от холерной эпидемии в 1892 году и освященная 6 октября 1896 года.

В 1931 году церковь Николы в Меленках была закрыта, в 1939 — снесена колокольня XVII века, теплый храм в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского до настоящего времени находился Городской дом физкультуры. В 1995 году холодная церковь передана Русской Православной Церкви, в 1996 придел Прокопия Устюжского переосвящен архиепископом Михеем во имя Великомученицы Варвары.

Церковное строение долгие годы использовалось под цех механической артели, где было установлено кузнечное и прессовое оборудование, и как складское помещение. Такая эксплуатация нанесла значительный урон зданию храма, особенно его интерьерам: фрески находились в катастрофическом состоянии, с многочисленными утратами,

не сохранился иконостас.

В восстановлении храма принимали участие жертвователи, имена которых увековечены в надписи на западной стене: «Да помянет Господь всех ревностных благодетелей и благотворителей сего храма игумению Свято-Введенского Толгского монастыря Варвару, Тихомирова Ярослава, Тихомирову Татьяну, Сарычева Игоря».

Следует отметить значительную роль в организации и проведении работ по возрождению церкви ее настоятеля (с 1996 года), протоерея Павла Александровича Трейтяка.

Новый центральный иконостас резал Аркадий Мискин, золотили, монахини Толгского монастыря, иконы для него писали тульские мастера.

Огромный интерес представляет иконостас Варваринского придела — четырехъярусный, кирпичный, с написанными на алтарной стене иконами и оштукатуренными колонками, которые были «сверху донизу украшены резьбою в виде виноградных гроздей». По своему художественному воплощению он перекликается с иконостасом снесенной церкви Параскевы Пятницы на Всполье, привлекавшим внимание ярославских краеведов. Редкостный памятник восстановлен во всей красоте благодаря усилиям художников-реставраторов — Евгения и Анны Чижовых, Константина Грибанова, Александра Пичугина, Ильи Ястребова.

В 2008 году этот придел был украшен живописью, работы вела артель ярославских художников «Стена», имена которых указаны в храмозданной надписи. Александр Николаевич Сериков (руководитель), Микаэль Мушегович Антонян, Геннадий Юрьевич Горшков, Михаил Анатольевич Кирильчев, Алексей Васильевич Смирнов.

О характере первоначальной росписи придела, ее содержании, дате и мастерах сведений не имеется, известно лишь, что в 1868 году «усердием ярослав [ского] мещанина Алексея Гавриил [овича] Семенова и Дмитрия Алексесв[ича] Микерина возобновлены иконы и живопись в Прокопьевском приделе, а иконостас оного (каменный) покрыт новым колером». Прежние стенописи не сохранились даже фрагментами, а сам придел был переосвящен, в таком слчае современные мастера пишут композиции в соответствии с новой иконографической программой. Составление ее, в этом и других подобных случаях, как признался Александр Николаевич Сериков, дело коллективное: общий замысел принадлежит художникам (а надо заметить, что они обладают уже немалым опытом такой работы); в детальной разработке сюжетов оказывает неоценимую помощь заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Виктория Викторовна Горшкова; выбор отдельных изображений святых в составе росписи определяет, как правило, настоятель храма.

Полноценную жизнь церкви, как прежде, так и теперь, невозможно представить без звона колоколов. Поскольку колокольня Николо-Мельницкого прихода была снесена, клиру пришлось выходить из положения не совсем традиционным образом: звонница была устроена в притворе храма. Колокола для нее были отлиты на тутаевском заводе Николая Шувалова. Благовестник имеет надпись: «По благословению архиепископа Кирилла, усердием настоятеля протоиерея Павла, при попечительстве благодетелей Игоря и Ярослава, радением прихожан».

Из почитаемых ныне в приходе реликвий следует отметить икону Казанской Богоматери.

При храме действует воскресная школа, которой руководит матушка Елена Владиславовна.

Прихожане ратуют о восстановлении храм Андрея Критского с пределами Иоанна Постника и Архангела Гавриила — жители района их поддерживают.

На базе прихода создан Ярославский Православный Молодежный Центр.